Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Для современной науки одной из важнейших тенденций является междисциплинарность. Научные знания обретаются на стыке наук, там где пересекаются предметы их исследования, зачастую, получение научных знаний предполагает и совместное использование методов разных наук или создания некоего синтетического метода исследования. Одной из таких синтетических дисциплин и является регионоведение, занимающееся исследованием широкого спектра особенностей бытия и развития региона, обусловленных взаимосвязями его природной среды, общественной системы, истории, политических условий и т.п. Такого рода исследования требуют объединения в себе предметов и методов исследования физической и экономической географии, региональной экономики, политологии, краеведения, истории, этнографии и ряда других дисциплин. Однако, подобное объединение нуждается в выработке твердой методологической базы, что для относительно молодого направления междисциплинарных исследований является достаточно сложной и болезненной проблемой.
Регионоведение, как и всякая другая синтетическая наука, создается на основе знаний и методов других наук, поэтому влияние каждой из них в научной парадигме и методическом аппарате является весьма ощутимым. В связи с этим рассмотрение роли материнских наук и ученых, в частности, географии и географов в становлении и развитии регионоведения представляется актуальным для понимания ее предмета и методологии как синтетической науки.
Целью настоящей работы является рассмотрение роли географов в становлении и развитии регионоведения, как синтетической научной дисциплины.
В задачи исследования входит:
• Определение роли и места географии в системе регионоведения;
• Рассмотрение роли географов в формулировании основных принципов регионоведения.
Метод исследования – анализ литературных источников
1. Регионоведение, как системное знание о регионе
1.1. Эволюция знаний о природной среде и социально-экономической сфере региона к регионоведению
Знания о территории всегда широко использовались в различных отраслях человеческой деятельности – от сельского хозяйства до военного дела. Поэтому изучение территории издавна было весьма востребованным вопросом научных исследований. По мере расширения ойкумены и углубления представлений о ней исследования регионов постепенно выделились в область знаний, которая получила у разных народов различные названия, но в основном близкие по смыслу и содержанию к понятию «страноведение» . В условиях неразвитости научного метода и недостатка технических средств для ведения измерений, такие работы непроизвольно приобретали характер простого изложения набора фактов, часто бессистемного, описывающих различные особенности территории, как природные, так и общественные (социальные, экономические, политические, антропологические и др.).
По мере развития науки как системы и формирования отраслевых наук в Новое время от общих страноведческих исследований постепенно отказывались в пользу изучения определенного территориального аспекта природы или социальной сферы. Соответственно, изучением различных аспектов природы и социальной сферы территории занимался широкий спектр наук, рассматривавший ее с различных точек зрения и с разным пространственным разрешением. Например, региональная экономика и демография изучали территорию в разрезе отдельных административно-территориальных единиц, комплекс физико-географических наук – на уровне единиц естественной делимости пространства (ландшафтов, физико-географических стран и районов), науки историко-антропологического цикла рассматривали территорию в размерах ареалов исторических территорий и этнических границ и т.д. Вместе с тем, по мере изучения территориальных особенностей тех или иных закономерностей природы и общества уже достаточно давно стали прослеживаться закономерности взаимовлияния природных и социальных факторов на конкретной территории, наличия специфических, особенных черт в природной среде и системе хозяйства различных территорий. Соответственно, в научном познании территории возросла роль комплексных исследований, отражавших как ее специфические черты, так и причины их формирования, что создало условия для возникновения в географии принципа регионализма. Он заключается в том, что исходным объектом географического изучения и описания служит конкретная территория (регион), для которой характерны определенный комплекс природных феноменов, население и созданное им хозяйство. Все эти явления в границах описываемого региона включались в полное географическое изучение и описание. Взятые же в совокупности, они представляли собой определенное региональное (пространственное) единство. Именно оно прежде всего заставляло географов исследовать явления как региональную (территориальную) систему. Отсюда рождалось то первостепенное внимание, которое всегда уделялось в географии проблемам комплексного (т.е. целостного) географического разделения (районирования) территории, методам изучения и характеристики всей системы природных, экономических и социальных явлений, свойственных тем или иным регионам, для практического использования таких научных материалов .
Эта региональная специфика может иметь разный уровень пространственного разрешения, в том числе и наднациональный, связанный с выявлением общих и особенных черт в природе и социальном устройстве групп близлежащих стран, формирующих регионы мира. В последние десятилетия, в связи с глобализацией и одним из ее проявлений – регионализацией, актуальность таких комплексных исследований существенно возросла, чему способствовал, в том числе процесс размывания понятия «страна» в смысле тождественном государству, как территории с четко очерченными границами, правовым режимом и общественным устройством.
Регионоведение занимается синтезом страноведческой информации, отнесенной к различным территориальным образованиям, обычно объединяющим по тем или иным критериям (политическим, экономическим и др.) группы стран мира . Расширение традиционного объекта страноведческих исследований, с одной стороны, и его дифференциация, с другой стороны, привели к появлению понятия «регионоведение», которое вобрало в себя и поглотило страноведение как свою составную часть или одно из важнейших направлений . В настоящее время отчетливо просматривается тенденция к разграничению понятий «регионоведение» и «страноведение». По замечанию Ю.Н. Гладкого и А.И. Чистобаева, любая страна является регионом, но не каждый регион (например, Тибет, Западная Европа) являются страной. Кроме того, по их мнению, не может служить аргументом для отождествления понятий «страноведение» и «регионоведение» отсутствие у регионов четких размерных критериев. Регионоведение, подчеркивают Ю.Н. Гладкий и А.И. Чистобаев, – «понятие более емкое, чем страноведение» . Таким образом, по мнению этих авторов, понятие «регион» включает не только группу стран, но и отдельную страну, а также часть большой страны, характеризующуюся выраженными природными и социально-экономическими особенностями, причем, эти территориальные структуры могут изучаться, исходя из общих методологических позиций.
Примером объекта прикладного регионоведения может служить уже признанный в этом качестве международным сообществом Баренц-Арктический регион, рассматриваемый как полигон международного сотрудничества в решении региональных эколого-экономических проблем, включая проблему сохранения и рационального использования природного разнообразия. С аналогичной целью могут быть выделены, например, Балтийский, Ладожский, Средиземноморский, Альпийский регионы, Фенноскандия и др. При этом идентификация регионов может осуществляться в зависимости от их функции и конкретных условий на основе экономического, бассейнового, ландшафтно-экологического, эколого-экономического и геополитического подходов, традиционно используемых современной географией. Комплексный регионоведческий анализ позволит выявить основные факторы регионального развития, причины и механизмы возникновения региональных проблем. Образно говоря, регионоведческий подход позволяет «лечить» не болезнь (региональную проблему) а больного (регион) и в этом его основное преимущество в сравнении с другими подходами .
Как комплексная наука о территории (регионе), регионоведение выполняет несколько значимых функций:
• Описательную (наиболее давно используемая), связанную с формированием комплекса сведений о регионе в виде его описания, т.е. структурированного автором комплекса сведений и впечатлений о нем;
• Информационную, которая состоит в сборе, хранении и предоставлении возможностей использования сведений о территории региона, страны;
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Айзард, У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах / У. Айзард. – М. : Прогресс, 1966.
2. Акимов А. В. Методологические аспекты моделирования международных отношений / А. В. Акимов // Документ. Архив. История. Современность. — Вып. 7. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. — С. 54-73.
3. Баранский Н.Н. Избранные труды: Научные принципы географии. М., 1981.
4. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение: учебник. – М.: Гардарики, 2002.
5. Иванова М.В. Введение в регионоведение: учебное пособие / М.В. Иванова – Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2008. – 177 с.
6. Каганский В.Л. Экономическое микрорайонирование как реальность // Изв. АН СССР, сер. географ. 1990. № 1.
7. Каганский В.Л. Географические границы: противоречия и парадоксы // Географические границы. – М., Изд-во МГУ, 1982, с. 7 – 19.
8. Колосовский, Н. Н. Основы экономического районирования / Н. Н. Колосовский. – М. : Государственное издательство политической литературы, 1958. – 200 с.
9. Маергойз И.М. Методика мелкомасштабных экономико-географических исследований. – М., 1961
10. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн.1: Общая характеристика мира; М.: 2003. Кн.2: Региональная характеристика мира. М., 2004.
11. Мировое комплексное регионоведение: учебник / под ред. А.Д. Воскресенского. – М.: Магистр; ИНФРА-М, 2014
12. Модели в географии: пер. с англ. / Под. ред. Дж Р. Чорли, П. Хаггета. М.: Прогресс, 1971. 384 с.
13. Носонов А. М. Основные направления региональных исследований // Псковский регионологический журнал. 2008. №6. – сс. 3-8
14. Перцик Е.Н. Стратегия и практика районной планировки: вызовы времени // География мирового развития. Выпуск 1: Сборник научных трудов / Под ред. Л.М. Синцерова. — М.: Институт географии РАН, 2009. — сс. 471 - 486
15. Разумовский В. Н., Севастьянов Д. В. Регионоведение и страноведение в структуре географической науки // Вестник СПбГУ. Науки о Земле. 2009. – сс. 81 – 86
16. Разумовский В. М. Современные проблемы регионалистики // Известия СПбГЭУ. 2010. №4. – сс.125-130
17. Родоман Б. Б. География, районирование, картоиды. Сборник трудов. — Смоленск, Ойкумена, 2007. — 368 с.
18. Родоман Б.Б. Комплексная характеристика географической среды по хронокомпонентам // Пространство и время в географии (тез. докл. науч.-практ. конф. Тат. фил. Геогр об-ва, сент. 1987). – Казань: ТФГО, 1987, с. 23 – 25.
19. Севастьянов Д. В., Бочарников В. Н. Экологическое страноведение как междисциплинарное научное направление // Вестник СПбГУ. Науки о Земле. 2009. №3. – сс. 111-122
20. Цветков В.Я. Геоинформационное моделирование // Информационные технологии. 1999. №3. С. 23-27